Воскресенье
19.05.2024
08:04
Друзья сайта
a href="http://webkolo.clan.su/" target="_blank">
Форма входа

Сайт учителя биологии

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок курса по выбору "Живая природа Джанкойского района"
13.11.2011, 13:55

Урок 1

Тема: Введение. Живая природа вокруг нас. Разнообразие живых организмов.

 

Задачи: сформировать представление о живой природе окружающей человека, как биологической системе; разнообразии живых организмов и сред их существования; развивать критическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать желание изучать живой мир своего региона.

Основные понятия: систематика, таксон, вид, царства живой природы, естественная система.

Оборудование: фотографии и плакаты, иллюстрирующие разнообразие живой природы зоны Присивашья.

Тип урока: Урок формирования новых знаний

 

Ход урока

 

I.                   Организационный этап

 

II.                Актуализация опорных знаний

1.      Беседа: Природа, окружающая нас, сложна и многообразна. Весь органический мир имеет сложную систему взаимосвязей, нарушение которых приводит к различным катаклизмам и даже катастрофам. От нарушения равновесия в этой сложной системе взаимоотношений страдает и сам человек. Именно для этого надо изучать живой мир, чтобы знать, как организовать свою жизнь, не причиняя вреда окружающей природе. Нас окружает множество тел, одни из них принадлежат к живым организмам, другие – неживым. Как отличить живые организмы от неживых? Какими свойствами обладают живые организмы?

2.      Д/игра «Живое – неживое» (Учитель называет тела, учащиеся 1 раз хлопают, если это неживое тело и 2 раза – живое).

 

III.             Изучение нового материала

  1. Уровни организации живого

·        Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

     2. Типы сред существования организмов

Почвенная;      Живой организм;         Водная;          Наземно-воздушная

 Д/ упражнение «Соедини попарно»:

 

    1. Почвенная среда                                  А)дельфин, окунь, гидра, хламидомонада;

    2. Живой организм                                  Б)паук,  кошка, собака, суслик;

   3.  Водная                                                  В)крот, мышь, дождевой червь;

   4.  Наземно-воздушная                             Г)бычий цепень, острица, аскарида, лямблия.    

 

                                              

     3. Основные систематические категории классификации органического мира.

По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии. Например, полное научное название волка Cam's Lupus L., 1758, означает, что его впервые описал именно Карл Линней («Система природы», 10-е издание, т. 1, 1758). Да и само созвучие названия главного его труда и науки о классификации живых организмов – систематики – свидетельствует о признании приоритета К. Линнея в ее создании. Следует заметить, что русскоязычное название вида может состоять как из одного (волк), так и из двух слов (бурый медведь). После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.

Основные систематические единицы (подразделения):

Вид

Род

Семейство

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Класс

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Царство

4.Признаки, отличающие растения от животных, бактерий и других форм жизни.

 - автотрофный способ питания;

- наличие хлорофилла и способность к фотосинтезу;

- недертеминированный рост;

- отсутствие активного движения всего организма;

- отличия в строении клетки;

 

5. Значение живых организмов в жизни человека

 

·        Работа в группах (Каждая группа составляет рассказ на тему: Какую роль в жизни человека играют живые организмы )

 

IY. Закрепление

 

1. Что такое систематика и какова ее роль в биологии?

2. На какие царства подразделяются живые организмы?

3. Какие ученые занимались систематикой и в чем их заслуга?

4. Что является основной единицей классификации? Дайте определение.

 

Упражнение «Юные систематики» Учащиеся при помощи учителя указывают систематическое положение ромашки аптечной

 

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные (Цветковые)

Класс  Двудольные

Порядок  Сложноцветные

Род  Ромашка

Вид  Ромашка аптечная

 

Y. Обобщение

Интерактивная методика «Гроно»

Учащиеся составляют логическую цепочку на слово Живая природа

YII.  Домашнее задание

1) Составить сенканы на темы: «Ботаника», «Растения», Присивашье»

 


Категория: Мои файлы | Добавил: виктория
Просмотров: 1127 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: