Воскресенье
19.05.2024
05:25
Друзья сайта
a href="http://webkolo.clan.su/" target="_blank">
Форма входа

Сайт учителя биологии

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа курсов по выбору
[ Скачать с сервера (105.5 Kb) ] 13.11.2011, 11:14

Пояснительная записка

Объективная реальность нашего времени -  глобальный экологический кризис. Причиной экологического кризиса следует считать духовный кризис, который характеризуется потребительским мировоззрением,  неумением людей объективно  оценивать свое участие в жизни живой природы. В связи с этим поиски причин и путей преодоления кризиса выдвигают на первый план совершенствования экологического образования при приоритете духовно – нравственных ценностей. Это предопределяет целесообразность создания интегрированного спецкурса, включающего предметно – экологическое образование и духовно – нравственное воспитание, который должен способствовать формированию у учащихся целостной картины мира, т. е. мировоззрения, противоположного доминирующему в настоящее время потребительскому отношению, ориентированному на "покорение” природы. Комплексный подход в изучении природы родного края позволит сформировать глубокие знания учащихся  природно-краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных биологических объектов природы района, проблемы экологии и рационального природопользования.

Программа личностно-ориентированная. Личностное познание живой природы своего района идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности живых организмов с помощью организованных наблюдений, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и активно участвуют в создании собственных моделей и проектов рационального природопользования и приумножения биологического разнообразия своего района.

 Образовательная программа спецкурса по выбору "Живая природа Джанкойского района” предназначена для учащихся 9 – 10 классов общеобразовательной школы.

Программа подготовлена на основе учебного пособия « Живая природа Джанкойского района» под общей редакцией  Ю.А. Андрющенко, и материалов учебных пособий для средней школы  Р.А.Никифорова.  Основная часть аспекта курса не изучается в базовых курсах вообще.

Материал данного курса по выбору отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой основных общеучебных знаний и умений, способствует формированию мировоззрения, основанного на приоритете духовных ценностей, для раскрытия целостной картины живого мира и является хорошим подспорьем для подготовки учащихся к ВНО.

Основной целью программы является развитие целостного взгляда школьников на природу и свое место в ней.

Программа предполагает решение следующих задач:

  • общенаучная – усвоение биологического материала, проникновение в суть морфологических и физиологических особенностей живых организмов;
  • экологическая  - способствовать формированию правильного взгляда на взаимодействие человека и окружающего мира;
  • нравственная – воспитать любовь и бережное отношение к живой природе, уважительное отношение человека к человеку;
  • эстетическая – способствовать формированию чувства к прекрасному;
  • развивающая –  сформировать практические навыки выполнения биологического эксперимента, навыки исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся;

Для достижения поставленных  общих цели и задач, курс по выбору  предусматривает двухгодичное обучение. Кроме того, содержание данного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного или гуманитарного профиля на старшей ступени обучения и успешной сдаче ВНО.

Итогом обучения будет считаться участие  школьников с проектной деятельностью на школьной конференции.

 Предполагаемые результаты заключаются в том, что курс по выбору будет способствовать:

-      углубленному усвоению биологического материала;

-   более внимательному отношению детей к окружающему миру, к своей малой родине, к месту, где они живут и друг к другу;

-     умению применять алгоритм исследования и проектирования во всех   учебных дисциплинах.

-   подготовке учащихся к сдаче ГИА по биологии и географии в 9 классе.

- подготовка к осмысленному выбору профиля обучения в 10 – 11-х классах.

 

8–й  класс (35 часов, 1 час в неделю)

Дата

Кол-во

часов

 

Содержание учебного материала

 

Требования к учебным достижениям учащихся

 

1

Введение. Живая природа вокруг нас. Разнообразие живых организмов. 

Ученик:

Называет:

- основные систематические категории классификации органического мира;

- уровни организации живого;

- признаки, отличающие растения от животных, бактерий и других форм жизни;

Приводит примеры:

- представителей царств живой природы;

- типов сред существования организмов;

- значения живых организмов в жизни человека;

Делает выводы:

- о разнообразии живой природы;

- приспособленности живых организмов к среде обитания и взаимосвязи между ними и компонентами неживой природы.

 

Раздел I.  Физико-географическая характеристика Джанкойского района

 

 

2

Географическое положение и характеристика Джанкойского района. Формирование территории, ее геологическое строение и рельеф. Гидрология. Климат. Почвы. Ландшафты. История освоения человеком.

Практическая работа №1 Составление комплексной характеристики природных условий Джанкойского района.

Ученик:

Называет:

- физико-географические сведения о территории района;

- факторы влияющие на формирование природных компонентов ;

- исторические сведения о освоении своего региона.

Приводит примеры:

- генетических видов почв и  ландшафтов характерных для региона;

Делает выводы:

- о закономерностях природных условий района в зависимости от географического положения местности.

 

Раздел II. Растительный мир

 

Тема 1. Флора

 

12

Флористическое районирование, уникальность региона. Флористические исследования.

Высшие сосудистые растения.

Голосеменные. Покрытосеменные. Охрана растений, сохранение видового состава.

Практическая работа №2 Описание высших сосудистых растений Джанкойского района.

Практическая работа №3 Паспортизация дикорастущих растений произрастающих  в районе школы.

 

Ученик:

Называет:

- отряды, классы и основные семейства растений, произрастающих в пределах данного региона;

- Дает определения «флора», «видовой состав»,  «эндемик»,

- видовой состав флоры  района ;

- основные отделы высших сосудистых растений.

Приводит примеры:

- эндемичных видов, видов занесенных в красную книгу Украины;

Делает выводы:

- относительно причин, обуславливающих распространение определенных видов  голосеменных и покрытосеменных растений в данном районе.

Применяет знания:

- о условиях жизни дикорастущих растений для их охраны, интродукции в данной местности.

Тема 2. Растительность.

 

12

Экосистема, виды экосистем. Биоценоз, его характеристика.  Степная растительность.

Галофитная растительность.

Луговая растительность.

Водно-болотная и болотная растительность.

Древесно-кустарниковая растительность. Охрана биоценозов. Экологические проблемы региона и пути их решения.

Практическая работа №4 Составление пищевой цепи, схем круговорота веществ и энергии в экосистеме.

Практическая работа №5 Составление сравнительной характеристики различных типов растительности Джанкойского района (Галофитная и степная) и их приспособленности к среде обитания.

Ученик:

Называет:

- основные характеристики экосистемы, экологические факторы;

- приспособление организмов к условиям существования ;

- различные типы взаимосвязей между организмами, пищевые цепи.

Приводит примеры:

- различных экосистем;

- типов растительности;

Делает выводы:

- о закономерностях распространения различных видов растений (эфемероидов и эфемеров) в зависимости от климатических условий.

Сравнивает:

- среду обитания растений;

- организмы, которые приспособились к жизни в различных средах;

- природные и искусственные экосистемы.

Тема 3 Организация и проведение научных исследований

 

6

Алгоритм научно-исследовательского процесса.

Научно-исследовательская работа как зафиксированный результат научного поиска.

Практическая работа №6 Составление экологического проекта. Его защита.

Ученик:

Должен знать:

- психофизиологические основы научно-исследовательской работы;

- методы научных исследований;

- классификацию научных документов, электронных носителей информации;

- справочно-библиографический аппарат библиотеки, его составляющие, назначения и функции.

Должен уметь:

- усвоить технологию научного познания через работу с различными источниками информации;

- проводить исследовательскую работу и правильно оформлять ее результаты;

- формулировать темы, цели и задачи исследований и выбирать оптимальные варианты их решения.

Экскурсии

 

2

Приспособление растений к жизни в экосистеме Полынно-типчаковой степи. Сбор гербария.

Галофитная растительность зоны Присивашья.

 

 

Литература

  1. Андрющенко Ю.А., Арсиевич Н.Г., Демченко В.А., ИвановС.П… Живая природа Джанкойского района. – Мелитополь, 2006 г.
  2. Багрикова Н.А. Современное состояние растительного покрова Крымского Присивашья и перспективы охраны // Современное состояние Сиваша. Сб. научн. ст. – Киев: Wetland international – АЕМА, 2000. – С.27-37.
  3. Дзен-Литовская Н.Н. Почвы и растительность Присивашья // Изв. Всес. Геогр. об-ва. – 1951. - №5.- С.463-467.
  4. Никифоров Р.А. Биология.6 класс – Симферополь. 1995 г.
  5. Библиотека «Шкільного світу» МАН: Подготовка научно-исследовательских проектов. Киев «Редакция общепедагогических газет», 2005 г.

 


 


Категория: Мои файлы | Добавил: виктория
Просмотров: 573 | Загрузок: 70 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Вера  
0
А есть ли такая же программа, но для других районов Крыма. Информация очень полезная. Буду благодарна, если поделитесь подобным материалом на счет других районов Крыма.

Имя *:
Email *:
Код *: